Джип по-русски
Настоящий внедорожник должен уметь пробираться через болото, забираться и скатываться с крутых горок и быть непотопляемым. А с учетом российской специфики – потреблять как можно меньше горючего и не ломаться. Корреспонденту Ъ АЛЕКСЕЮ БЕЛОВУ удалось найти в Подмосковье компанию, производящую такие машины.
Бывший полигон для испытания тракторов и военных вездеходов под Каширой сейчас стоит заброшенный. В каналах, которые на испытаниях преодолевали вездеходы-амфибии, жители окрестных деревень сейчас ловят рыбу. Часть вымощенных испытательных горок уже разобрали на кирпичи дачники. "Вот на этом кругу раньше трактора бегали без остановки по несколько суток под управлением специального робота",– показывает директор фирмы "Арктиктранс" Вадим Шапиро. "Арктиктранс" – компания, учрежденная несколько лет назад пятью заводами, входящими в структуру Минсельхозприроды РФ. Основная продукция, как видно из названия,– вездеходы для покорителей арктических земель. В начале 90-х спрос на них был весьма высок. Небольшие вездеходы "Нара", сделанные на базе мотоколяски-"инвалидки", покупали геологи и жители северных районов. Говорят, эти "Нары" бегают там до сих пор. Сейчас закупки для нужд Севера практически прекратились. Однако работники "Арктиктранса" сумели найти свою рыночную нишу: они выпускают вездеходы для охотников, по некоторым техническим параметрам не имеющие зарубежных аналогов.
По словам Вадима Шапиро, начинать разработку вездехода пришлось практически с нуля. После недолгих переговоров с различными автозаводами кузов решено было собирать самостоятельно. Делают его из алюминиевого листа, как фюзеляж самолета. Дизайн – тоже свой, не творение Пинифарини, конечно, но вполне сносный. Подвеска колес – собственной конструкции: каждое имеет полностью независимую подвеску, при этом все – ведущие. Колеса – это главное "ноу-хау" "Арктиктранса". Вездеходы обуты в огромные шины низкого давления. Их делают по специальному заказу в Белоруссии, причем в очень малом количестве – на резине даже нет маркировки производителя. Такие машины, в отличие от гусеничных вездеходов, абсолютно не портят почву, поскольку оказывают на нее предельно низкое давление.
Давление в 0,1 атм. – это и есть причина уникальных ходовых характеристик вездеходов "Арктиктранса". С такими шинами машину не пугают почти вертикальные склоны, она легко преодолевает валуны и даже умеет плавает. На воде вездеход держится благодаря герметичному кузову и колесам, которые в воде выполняют роль поплавков.
Но самое интересное у вездехода спрятано под капотом. Машина с уникальной проходимостью приводится в движение мотором от автомобиля "Ока". Как оказалось, его мощности вполне достаточно, чтобы перемещать огромный шестиколесный автомобиль по абсолютному бездорожью. Машина может перевозить до 4 человек и 150 кг груза. По словам Вадима Шапиро, из одной "Оки" получается один вездеход. В дело идут все детали: приборная доска, сиденья, даже фары.
Стоят такие машины несравнимо дешевле классических иностранных внедорожников – от $8 тыс. до $15 тыс. Правда, жесткого прайс-листа не существует – с каждым клиентом цена обговаривается индивидуально. Конечно, уровень комфорта тоже соответствует стоимости – представьте себе езду на "Оке" по пересеченной местности. Кроме того, по шоссе вездеходы передвигаются достаточно медленно.
Правда, собирать такие машины приходится не каждый день – товар все-таки штучный и делается под конкретного заказчика, с учетом его пожеланий. Одному, например, показалась недостаточной скорость, с которой вездеход преодолевает водоемы. Обычно он движется он за счет грунтозацепов на покрышках (они выполняют роль лопастей), но для этого привередливого клиента машину оборудовали лодочным мотором и винтом.
Источник: Приложение к газете "Коммерсантъ" №148(1792) от 19.08.99 полоса 017.
Открылся новый сайт.
Переходите на arctic-trans.ru