Ассоциация Арктиктранс

ЛОПАСНЯ-М: два колеса долой!

Авторевю, №20 1998

Повторяя общую концепцию легких и экологичных транспортных средств, новая машина ассоциации Арктиктранс заметно выделяется на фоне своих предшественниц.

ЛОПАСНЯ-М: два колеса долой!


УРОКИ МЕХАНИКИ

Повторяя общую концепцию легких и экологичных транспортных средств, новая машина ассоциации Арктиктранс заметно выделяется на фоне своих предшественниц.


В перспективе все вездеходы ассоциации Арктиктранс будут комплектоваться шинами сверхнизкого давления, имеющими развитый рисунок протектора
Прежде всего, вездеход лишился одной пары колес и получил новую схему трансмиссии. Силовой агрегат от автомобиля Ока (750-кубовый двигатель и коробка передач) с навешенным на него автономным предпусковым подогревателем продольно установлен в центральной части салона под жестким декоративным кожухом. Гибкое распределение крутящего момента между передней и задней осями обеспечивается стандартным "оковским" дифференциалом, а дальнейшая кинематическая цепочка — колесными приводами с шарнирами равных угловых скоростей от той же Оки и парой карданных валов.

Протянувшись под фальшполом машины, каждый из карданов "упирается" в луазовский межколесный редуктор, на выходе которого установлены передние приводные валы от автомобиля Нива. Такая схема предполагает минимум оригинальных деталей, прекрасно адаптируется к шасси с независимой подвеской всех колес и благодаря луазовским блокировкам позволяет реализовывать дополнительные тяговые возможности.

УРОКИ ПНЕВМАТИКИ

Вторая особенность нового вездехода кроется в конструкции движителя. Большинство внедорожных транспортных средств, которые с легкой руки покорителей лесотундры стали называть экологичными, передвигались на так называемых шинах сверхнизкого давления — по сути, на обыкновенных автомобильных камерах, перетянутых полосками толстой резины.

Гладкое как коленка колесо прекрасно вело себя на рыхлых и сыпучих грунтах, обеспечивало минимальное удельное давление на опорную поверхность, но из-за слабых сцепных свойств, низкой механической прочности и полного отсутствия боковой жесткости пасовало в экстремальных ситуациях и придавало вездеходу очень специфичный характер управляемости. Колесо с традиционной покрышкой становилось непомерно тяжелым и, из-за совершенно иного удельного давления, лишало вездеход былой проходимости.
На выходных валах переднего межколесного редуктора установлены барабанные тормозные механизмы

Выход был найден относительно недавно: нескольким фирмам, специализирующимся на специфической внедорожной тематике, удалось договориться с шинниками и создать с их помощью компромиссный вариант движителя — легкую, очень эластичную покрышку с протектором, имеющую жесткую боковину и минимально допустимую толщину корда в районе дорожки качения. Именно такие колеса установлены на Лопасне-М.

УРОКИ ВОЖДЕНИЯ


Подвески всех колес выполнены по однотипной схеме: два поперечных рычага, пружина и гидравлический амортизатор
Интерьер четырехместной машины утилитарен: три двери (боковые — с подъемными стеклами), широкий люк в крыше, аскетичные сиденья и серая обивка, скрывающая толстый слой термоизоляционного материала. Органы управления скомпонованы по-автомобильному, так что менять водительские привычки нет надобности. А вот обзорность пострадала: массивные стойки кузова (особенно правая) настолько ограничивают видимость, что даже широко расставленные передние лапти-пневматики постоянно находятся в мертвой зоне. Отсутствие привычного "чувства габаритов" — пожалуй, самая главная опасность, подстерегающая водителя.
Очень удивила настройка системы выпуска. Наружный шум — на уровне легкового автомобиля, да и внутренний позволяет спокойно общаться в салоне.

Пашню, проселки, поля и другие хорошо просматриваемые участки машина уверенно преодолевает на третьей и четвертой передачах со средней скоростью 50—60 км/ч, сохраняя при этом удивительную способность "глотать" поперечные уступы и выбоины. Даже при сильной раскачке кузова жесткого удара на очередной неровности не будет. Удивительную плавность хода на бездорожье обеспечивают громадные хода независимой подвески, гидравлические амортизаторы и собственная энергоемкость пневматиков. Благодаря развитому протектору вездеход стал гораздо увереннее преодолевать скользкие подъемы и выходить из воды на берег, а снизившиеся уводы шин в корне изменили управляемость. Задержки в реакциях на поворот руля резко сократились, а на рулевом колесе присутствует уже вполне "взрослое", логически изменяющееся, реактивное усилие. Частенько оно даже зашкаливает за разумные пределы, так что создателям машины пора задуматься над изменением передаточного числа рулевого механизма или хотя бы над установкой "баранки" большего диаметра.

УРОКИ ПЛАВАНИЯ

Плавучесть машины обеспечивается водоизмещением пневматиков, поступательное движение — их вращением (для лучшего "сцепления" с водой на дисках имеются специальные перепонки), управляемость — поворотом колес передней оси. На водной поверхности Лопасня-М выглядит очень эффектно, но все же амфибийные свойства машины неоднозначны.
По воде Лопасня-М передвигается за счет вращения колес. Возможна и установка подвесного лодочного электромотора

Болота, ручьи, затопленные участки грунта, по которым уже нельзя ехать, но еще не получается плыть, вездеход форсирует играючи: низкое давление на грунт не дает проваливаться, а цепкие пневматики все время находят мгновенную точку опоры — грунтовую или водную.
Движение по открытым водным пространствам существенно осложняют течение и боковой ветер. Парусность кузова и невысокая скорость на воде могут свести на нет самые отчаянные попытки достичь противоположного берега, но на спокойной воде "купания", как правило, проходят без эксцессов. Не исключено, что специально для любителей водных прогулок машины класса Лопасня-М будут дооснащаться подвесными лодочными электромоторами, работающими от бортовой сети вездехода.

УРОКИ ЭКОНОМИКИ

Свое новое детище ассоциация Арктиктранс планирует изготавливать только на заказ, под конкретные условия эксплуатации и с учетом требований конкретного клиента. Четырехколесный четырехместный вездеход с "зубастыми" шинами и набором стандартного оборудования обойдется покупателю приблизительно в $10000 (цена полноопционной пятидверной Нивы).

К. СОРОКИН
Фото автора

!! ВНИМАНИЕ !!
Открылся новый сайт.

Переходите на arctic-trans.ru